S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо

S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо
Обложка игры в странах СНГ
Обложка игры в странах СНГ
НазваниеS.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо
РазработчикGSC Game World
ИздательРоссия — 1С
Украина — GSC World Publishing
США — Deep Silver
Дата начала
разработки
август 2006
Дата анонса11 июля 2007
Последняя версия1.5.10[прим. 1] (мульти-патч v2)
Игровой движокX-Ray Engine 1.5
Сайтhttp://cs.stalker-game.ru

«S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо» (раннее название «S.T.A.L.K.E.R.: Anarchy Cell») — постапокалиптический шутер от первого лица, приквел игры «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля», разработанный компанией GSC Game World. Движок X-Ray был обновлён до версии 1.5 и стал поддерживать DirectX 10.

Описание[править | править код]

2011 год. Пять лет прошло с момента Второй катастрофы, затмившей события апреля 1986 года.

Зону терзают участившиеся выбросы, смещая аномальные поля и открывая дороги к ранее недоступным местам. Кланы сражаются за новые территории и ключевые позиции. Сталкеры гибнут, но вслед за ними приходят другие.

Действие игры происходит за год до событий, описанных в «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля». За год до самого удачного похода Стрелка к центру Зоны — третьего по счету. Мы узнаем о нем и его группе с новой стороны — взглянув на него глазами другого героя.

Впереди ждут новые территории и неизвестные опасности, пространственные дыры и монстры, прячущиеся в тумане, непроглядная темень ночи и спасительные лучи восходящего солнца. Обходи аномалии и спасайся от выбросов, изучай Зону и собирай артефакты, лечись от облучения и сражайся за одну из группировок! И тогда тебе откроется правда о том, как Стрелок оказался в Грузовике Смерти и откуда взялась татуировка S.T.A.L.K.E.R. на его руке.

Локации[править | править код]

Основные особенности[править | править код]

  • Знакомый и близкий мир постсоветского пространства.
  • Реальные объекты Чернобыльской зоны отчуждения — ЧАЭС, комплекс загоризонтного обнаружения «Чернобыль-2» и другие.
  • Атмосфера мистической таинственности и постоянной опасности.
  • Улучшенная графика, использующая технологии DirectX 10 (объемный свет и дым, динамическое намокание поверхности и др.).
  • Возможность примкнуть к одной из существующих сталкерских группировок, влияние действий игрока на расстановку сил в Зоне.
  • Влияние поступков игрока на отношение кланов к герою.
  • Быстрое перемещение по Зоне при помощи сталкеров-проводников.
  • Новые виды аномалий и артефактов.
  • Новые принципы поиска и использования артефактов.
  • Развитая система апгрейдов оружия и брони.
  • Развитая инфраструктура баз группировок (наличие торговца, бармена, техника, устроителей мини-игр и др.).
  • Свобода перемещений по миру и по сюжетной ветке.
  • Система погодных эффектов, динамическая смена дня и ночи.
  • Фотореалистичная графика, помогающая глубже погрузиться в атмосферу игры.
  • Реальная физика полета пули, большой арсенал реальных прототипов оружия.
  • Новый режим сетевой игры — захват артефакта.
  • Возможность участия в сетевых баталиях до 32 игроков по локальной сети или Интернет.

Нововведения[править | править код]

  • Здоровье игрока в игре медленно восстанавливается, но кровотечение стало более грозным фактором, так как само по себе полностью не проходит (может быть остановлено только бинтом, специализированной аптечкой или соответствующим артефактом).
  • На смену статическим трекам пришла динамическая музыка. Во время нарастания напряжения во внутриигровых событиях (например, перестрелке) музыка переходит от мелодичной к напряжённой.
  • На экране появляется предупреждение о находящейся рядом гранате — враги могут теперь кидать в игрока гранаты (на манер Crysis или Call of Duty).
  • Полностью переработаны концепты КПК. Теперь в нём можно найти всю информацию о войне группировок, на карте отображаются места вероятного присутствия противника (в том числе и мутантов) и так далее. Также теперь в нём нет разделов «Энциклопедия», «Местный фольклор», «Ранги» и «Данные».
  • Некоторые персонажи за отдельную плату могут давать наводки на тайники.
  • Главный герой может улучшать оружие и броню у механиков, которые присутствуют на базе каждой группировки (за исключением тех, которые не отмечаются на КПК в разделе «Война группировок»). Следует заметить, что без улучшений оружие имеет столь низкие характеристики, что не годится для серьезного боя. К тому же, апгрейды требуются для появления стандартных для данного оружия функций, например, возможности крепления подствольника на АКМ-74/2.
  • Оружие и броню можно ремонтировать у механиков и у некоторых других персонажей (Лесник в Рыжем лесу, командиры отрядов «Чистого неба» в Лиманске и Заброошенном госпитале) за определённую цену (в зависимости от степени повреждения и от цены оружия/брони).
  • Во всех локациях (кроме Лиманска, Заброшенного госпиталя и ЧАЭС) размещены несколько проводников — персонажей, способных за определённую плату (в зависимости от расстояния) мгновенно сопроводить игрока в определённое место. Доступность этих мест для сопровождения зависит, во-первых, от того, заняты ли они врагами той группировки, к которой принадлежит проводник, и, во-вторых, от того, побывал ли раньше в этом месте главный персонаж. Бесплатно можно пользоваться только услугами проводника «Чистого неба».
  • В мае 2009 года вышла украинская локализация игры, она устанавливается на русскую версию с любым патчем. По заявлению разработчиков, локализация — «еще более реалистично представляет каждую группировку, так например „Долг“ говорит на русском языке, а бандиты в основном говорят на суржике — что в комплексе добавляет особый колорит»
  • Шрама за всю игру никто не называет по имени, кроме наемника по-имени «Леший», все остальные персонажи зовут его просто «Наёмник».

История разработки[править | править код]

2006 год[править | править код]

Разработка сюжета началась примерно в начале осени. Об этом свидетельствует самая ранняя дата, относящаяся к игре — 28 сентября 2006. Это дата создания документа STALKER_Synopsis_Final 1.doc, являющегося синопсисом к игре S.T.A.L.K.E.R.: Anarchy Cell (рабочее название «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо»). В нём кратко описываются сюжет и прохождение игры, но сама концепция, вероятнее всего, начала продумываться раньше. Сюжетом занимался сценарист с никнеймом IN.

В начале октября были созданы некоторые наброски и арты к игре. Уже тогда была нарисована сцена с мостом в Рыжем лесу (5 октября 2006), примерно через 2 недели были созданы некоторые зарисовки подземелья Припяти.

Официально разработка игры началась 1 ноября 2006 года[ссылка 1].

2007 год[править | править код]

После выхода «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля» для написания сценария позвали писателя Андрея Левицкого, которому для работы предоставили имеющиеся наработки и ранний сюжет для «S.T.A.L.K.E.R.: Anarchy Cell».

Поддержка игры[править | править код]

  • 22 августа 2008 года одновременно с выходом игры вышел и первый патч 1.5.03, направленный на исправление некоторых недочётов и улучшающий производительность. Однако, на многих форумах люди жаловались, что после патча игра становилась наоборот менее быстрой и менее стабильной, а также изменяла к худшему некоторые аспекты игры, вроде точности оружия и прочности врагов.
  • 28 августа на официальном форуме GSC была создана тема «Судебный иск против GSC Game World», основной причиной которой была крайняя нестабильность и плохая оптимизация.[ссылка 2] В итоге содержимое темы было удалено.
  • 5 сентября 2008 года разработчики выпустили второй патч, обновляющий игру до версии 1.5.04 и исправляющий многие недочёты игры.
  • 30 сентября 2008 года разработчики выпустили третий патч, обновляющий игру до версии 1.5.05 и исправляющий множество недочётов. В частности наконец то были исправлены проблемы с «битыми» сохранениями и критическая ошибка, не позволяющая игроку перейти из локации «Болота» в локацию Кордон. Также исправлены три наиболее частых «краша» игры.
  • 31 октября 2008 года разработчики выпустили четвёртый патч, обновляющий игру до версии 1.5.07 и исправляющий многие недочёты игры. Для английской версии появился патч 1.5.06. Патч был и для русской версии, но его переработали в версию 1.5.07 из-за, по заявлению разработчиков, нестабильности.
  • 8 января 2009 года разработчики выпустили пятый патч, обновляющий игру до версии 1.5.08 и вносящий ряд изменений в сетевую игру, направленных против нечестных игроков. Также патч повышает стабильность сетевой игры. Тем не менее, по многим отзывам, наблюдается нестабильность игры.
  • 12 апреля 2009 года разработчики выпустили шестой патч, обновляющий игру до версии 1.5.09. Он дополняет игру новыми поведениями NPC, модернизирует HUD, меняет вооружение NPC, цены на артефакты. Также изначально у игрока имеется АКМ-74/2. Нестабильность в режиме сетевой игры («вылеты») по прежнему имеет место.
  • 29 июня 2009 года разработчики выпустили седьмой патч, обновляющий игру до версии 1.5.10. Патч вносит ряд значительных изменений в сетевую, а также улучшает одиночную игру:
    • Исправлены критические ошибки рендера.
    • Исправлено поведение по Alt+Tab когда в ОС нет других оконных приложений.
    • Исправлена ошибка с разным регистром CD-key.
    • Усовершенствована античит-система.
  • 8 июля 2017 года для Steam-версии игры вышло обновление (2,2 Мб), изменяющее 5 файлов: xrEngine.exe, xrGameSpy.dll и файлы xrRender_R1, 2, 3.dll. Списка изменений нет.

Новости[править | править код]

2007 год[править | править код]

16 мая 2007 разработчики сообщили, что на выставке E3 2007 будут анонсированы несколько продуктов.[ссылка 3] На самой выставке станет известно, что одним из них будет «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо».

Мы очень рады, что S.T.A.L.K.E.R. был тепло принят игроками во всём мире. Это вселяет в нас уверенность, что команда на правильном пути, и придаёт нам силы для будущих свершений. Очень скоро мы представим свои новые интересные идеи и решения.

Сергей Григорович

11 июля на официальном сайте серии компания анонсировала игру.[ссылка 4]
Примерно через день, 12 июля, анонс появился на официальном сайте компании.[ссылка 5] В нём добавился абзац (перед «особенностями игры»), в котором указана примерная дата выпуска — I квартале 2008 год.
В анонсе были кратко указаны фоновой и основной сюжеты, размещены концепт-арт с мостом в Лиманск, 4 скриншота локации Катакомбы[прим. 2] (1 показывал подземелья, остальные — наземную часть) и расписаны нововведения и особенности.

31 июля в сеть был выложен первый официальный видеоролик, демонстрирующий улучшенную боевую составляющую игры.[ссылка 6]

22 августа на сайте серии в раздел «Галерея» было добавлено 2 скриншота, снятых на локации Болота.[ссылка 7]

23 ноября на старом официальном сайте компании было объявлено, что GSC Game World прошла сертификацию у компании Microsoft, как официальный разработчик ПО для платформы Xbox 360, получила необходимые средства разработки и поддержку от Microsoft и приступила к созданию проектов для Xbox 360.[ссылка 8]

Мы рады тому, что большая работа нашей компании по получению статуса официального разработчика на Xbox 360 завершена. Получить такой статус для независимого разработчика из СНГ очень непросто – на это ушло более 2-х лет. Мы благодарны компании Microsoft за помощь и высокую оценку профессионализма нашей команды.

С этого момента, наше давнее стремление создавать мультиплатформенные проекты стало реальностью. Эта политика целиком отражает текущие тенденции игровой индустрии. Создавая игры для ПК, мы добились практически всего, и теперь готовы бороться за первые места в чартах и признание игроков и в мире консольных игр. При этом мы продолжим уделять ПК-платформе максимальное внимание.

Вторая цель, которую мы ставим для себя – приложить максимум усилий для наиболее быстрого роста install base и рынка лицензионного игрового ПО на Xbox 360 в СНГ. Создание качественных, интересных и понятных для наших игроков игр, а также приемлемая стоимость лицензионных игр – ключ к решению этой задачи.

Сергей Григорович

Эта новость касается и «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо», так как были попытки портировать её на платформу Xbox 360.

5 декабря на сайте CyberStyle.ru в двух частях вышла статья с небольшими подробностями об игре.[ссылка 9] В первой части очень кратко рассказано об общем сюжете и группировках, во второй части — о возможности игрока вступить в другие группировки, о раскрытии некоторых вопросов и оценка графической составляющей. Кроме того, во второй части были показаны 3 эксклюзивных скриншота с логотипом сайта.

2008 год[править | править код]

26 января был анонсирован выход игры в Steam.[ссылка 10] Тогда была указана другая примерная дата выхода — 1-я половина 2008 года.

31 января компании GSC Game World и Koch Media подписали соглашение о совместном издательстве игры:[ссылка 11]

Уникальная атмосфера игры S.T.A.L.K.E.R. произвела сенсацию среди игроков, в то время, как продажи продемонстрировали огромный потенциал бренда. Мы рады возможности издать приквел вместе с GSC под торговой маркой Deep Silver

Клеменс Кундратиц финансовый директор Koch Media

Издавая игру "Герои Уничтоженных Империй" на территории всего мира совместно с дистрибьютором Koch Media, мы остались довольны сотрудничеством и рады продолжить его теперь по игре "S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо"

Сергей Григорович исполнительный директор

Тогда же было объявлено, что издателем и дистрибьютором в странах СНГ будут «GSC World Publishing» и «1С» соответственно; другим издателем (вне СНГ) будет «Deep Silver».

27 марта на официальном сайте компании была объявлена дата выхода выхода игры — 29 августа, также были указаны издатели: GSC World Publishing на Украине и Deep Silver в Европе и США.[ссылка 12]

Наше стремление выпустить игру одновременно во всём мире — это испытание для нашего издательства и в тоже время большая ответственность перед многими фанами игры в мире. Мы с нетерпением ждем августа, чтобы воплотить эту амбициозную идею в жизнь.

Сергей Григорович

24 апреля на официальном сайте игры были размещены 7 новых скриншотов. Тогда же на сайте стал доступен для скачивания видеоролик с демонстрацией графических нововведений.

27 июля была совершена попытка взлома официального сайта игры.[ссылка 13] Взломщики на главной странице оставили сообщение, что дата выхода игры переносится на декабрь. Сообществу сразу стало понятно, что это неправда, так как у сообщения не была соблюдена стилистика изложения и шрифты. Были обращения в техническую поддержку компании — Ольга Кужель, как ответственное за сайт компании лицо, объяснила ситуацию:

Официальный релиз игры S.T.A.L.K.E.R. Clear Sky состоится 29 августа 2008 года. Была попытка взломать официальный форум, я не имею никакого отношения у сообщению, которое показано на скрине[прил. 1]. В ближайшее время работа форума будет восстановлена.

Интервью[править | править код]

2008 год[править | править код]

30 января в специальной теме игрового подраздела сайте CNews Боевой народ было объявлено, что 1 февраля с 19:00 по 20:30[прим. 3] разработчики игры ответят на вопросы об игре.[ссылка 14] Для ответов была создана специальная тема, в которой отвечали на вопросы Валентин Елтышев и Ольга Кужель.[ссылка 15]
2 февраля была создана специальная тема, в которой были собраны все ответы на вопросы.[ссылка 16]

Предобзоры[править | править код]

2007 год[править | править код]

30 августа сайт об информационных технологиях «CNews» в своём разделе про игры «Боевой народ» выпустила предобзор[ссылка 17] от одного из редакторов, проживающего в Киеве и лично посетившего офис GSC Game World.[ссылка 18]

2008 год[править | править код]

12 февраля вышел предобзор на сайте «GamesRadar» с несколькими новыми скриншотами.[ссылка 19]

20 февраля вышел предобзор на сайте «Gaming Target».[ссылка 20]

21 февраля вышел предобзор на сайте «Hooked Gamers».[ссылка 21] В ней помимо подробностей об игре была приведена неверная расшифровка S.T.A.L.K.E.R..

Мероприятия[править | править код]

Конкурсы[править | править код]

29 января «Реактор» (портал CNews, посвящённый серии «S.T.A.L.K.E.R.») объявил о проведении совместного с GSC Game World конкурса «Сталкерский набор в коллекционном издании», для победы в котором надо было предложить самую интересную идею о составе коллекционного издания игры.[ссылка 22] Победитель в будущем награждался этим изданием.

Утечки[править | править код]

2008 год[править | править код]

15 мая пользователь Rex случайно нашел и скачал подозрительный ZIP — архив с сайта ukrgame.net с названием «S.T.A.L.K.E.R. Clear Sky» весом около 600 Мбайт. После опубликования данного сообщения, на форумах выдвигалось множество версий о происхождении архива. Высказывалась даже мысль, что этот архив является подделкой. Однако, на следующий день некий FreeBagS подобрал пароль к архиву, и это развеяло все сомнения. В архиве действительно оказалась альфа-версия Чистого Неба (3120 сборка, датирована 19 августом 2007 года), украденная с недавней презентации игры на «ИгроМире»[прим. 4].

29 июля на форуме сайта GameGuru пользователь me4eniy оставил сообщение, в котором рассказал о том, что имеет заводскую копию игры:[ссылка 23]

Парни держитесь за стулья... я щя в ЧИСТОЕ НЕБО играю! Игра уже ушла в печать, так что не переживайте, выйдет в срок. Собственно потому что она уже в печати я её и заполучил, знакомая работает на предприятии где диски штампуют, вот и пинесла тестовую версию. По сути это и есть лицензионка токка с неактивированным старфорсом, мечта пиратов:).
Теперь по игре... красотища..., не кризис канешна, но лучики солнца проходящие через листву, выглядят ничуть не хуже. В остальном всё как в первой части. Геймплэй тотже. Немного изменены внешний вид кпк и инвентаря, добавлены новые функции в кпк. Есть выбросы, датчик аномалий, возможность чинить оружие и броню, кароче всё что было вырезано из первой части.
Играем за сталкера по кличке Шрам, по непонятным причинам умеющего переносить выбросы на открытом пространстве.
Больше сказать пока не могу, поиграл совсем немного, времени особо нету. Если есть вопросы задавайте, постараюсь ответить.

Сразу после этого у него начали просить доказательства хотя бы в виде скриншотов — он выкладывал снимки экрана с телефона. На следующий день он показал системные требования, но саму игру выкладывать отказывался:

Да уж трафик не резиновый.... К тому же мне будет стыдно если получится как с кризисом и из-за утечки игры в сеть ребята из GSC не получат заслуженной прибыли.

Позже me4eniy рассказывал об игровом процессе, замеченных нововведениях и других аспектах. В дальнейшем его обвинили в обмане, аргументируя это тем, что он показывает только то, что было в трейлерах ранее (то есть только, что видели все, а не что-то новое) и что все снимки — хороший фотомонтаж. Судя по более поздним новостям и сообщениям, 12 августа и позже он выкладывал видео игрового процесса (в одном из них была показана локация Свалка, при входе на которую бандит требовал у игрока денег за проход), но эти сообщения с ссылками удалил один из модераторов форума.
Скорее всего, у пользователя me4eniy была версия игры за 21 июля (1.5.00). Предположительно, позже он выложил её в общий доступ, из-за чего дата выхода игры в России перенеслась с 29 августа на 22.

2010 год[править | править код]

23 сентября пользователь форума gameru.net под ником Loxotron выложил расширенную версию сборки 3120.

2015 год[править | править код]

31 мая Loxotron в созданной им теме выставил на продажу 3 сборки, включая 3844. Сборка была выставлена за 700 российских рублей. 6 июня сборка была выкуплена вместе с сборкой 3844 пользователем Roden Croft за 2500 рублей. Чуть больше 2-ух часов спустя Roden Croft выложил 3436 в свободный доступ.

Критика[править | править код]

Сразу же после выхода и появления на прилавках магазинов игра стала объектом жёсткой критики и жалоб игроков. Причиной тому послужило огромное количество внутренних ошибок игры, из-за которых игровой процесс был весьма затруднительным. Практически сразу же появились первые патчи. Также на многих игровых форумах горячими темами обсуждения становились именно скриптовые вылеты S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо. Также объектом жалоб игроков стали системные требования игры. Взамен отличной графике и эффектам игра выставила компьютерам немалые требования к компонентам. Указанной в документации «оптимальной конфигурации» не всегда хватало чтобы получить стабильный фреймрейт при высокой детализации. Для игры в среде DirectX 10 с максимальными настройками графики в документах предлагалась «супер конфигурация». Однако её составляющие были экстремально дорогими. Жалобы от игроков на низкую производительность даже на мощнейших системах также негативно сказались на репутации игры. Кроме этого, критике игроков подверглась и сама концепция приквела, в котором Зона Отчуждения превратилась из загадочного и мистического места в некое подобие реконструкции битвы за Сталинград. Спорными стали также изменения геймплея — с одной стороны повысилась реалистичность, с другой появилось больше элементов чистого шутера. Это привело к тому, что отдельные эпизоды игры (например уровни Лиманск, Заброшенный госпиталь и ЧАЭС) превратились в линейную кровавую бойню. Улучшенный AI также докучал игрокам: вражеские персонажи научились идеально точно бросать в игрока гранаты и метко стрелять вне зависимости от уровня сложности, а персонажи-союзники — умело выталкивать его из укрытий.

Оценки[править | править код]

Игра заняла второе место в номинации «Шутер года» (2008) журнала «Игромания».

Издания[править | править код]

Основная статья: S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо/Издания

Галерея[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. ^ Со стороны разработчиков были намёки на 1.5.11.
  2. ^ Примерно осенью 2007 была разделена на 2 локации: подземелья Припяти и заброшенный госпиталь.
  3. ^ С 18:00 до 19:30 по киевскому времени.
  4. ^ Существует заблуждение, что эта сборка с выставки Electronic Entertainment Expo, однако это не так, поскольку сборка датирована 19 августом, выставка происходила на протяжении 11—13 июля, а «ИгроМир» - с 2 по 4 ноября. Также, в сборке на E3 есть надпись «ACTION GAMEPLAY», в то время как в сборке 3120 она уже отсутствует, как и на «ИгроМире».
Ссылки
  1. ^ DTF.RU — Информация о проекте «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо»
  2. ^ Судебный иск против GSC Game World — gsc-game.ru.
  3. ^ GSC Game World представит новые продукты в линейке S.T.A.L.K.E.R. на E3 2007 — gsc-game.ru (16 мая 2007).
  4. ^ «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо». Официальный анонс. — S.T.A.L.K.E.R. (11 июля 2007).
  5. ^ GSC Game World - Новости - «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо». Официальный анонс. (12 июля 2007).
  6. ^ GSC Game World - Новости - S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky - игровое видео №1.
  7. ^ Первые скриншоты — S.T.A.L.K.E.R. (22 августа 2007).
  8. ^ GSC становится сертифицированным разработчиком на Xbox 360 — GSC Game World (23 ноября 2007).
  9. ^ Максим А. Яценко S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо. Эксклюзивные подробности. «CyberStyle.ru» (5 декабря 2007).
  10. ^ Архив новостей - S.T.A.L.K.E.R. - S.T.A.L.K.E.R. Clear Sky на Steam.
  11. ^ — S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо (31 января 2008).
  12. ^ gsc-game.ru (27 марта 2008).
  13. ^ TIREX S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky - скриншоты, арты, screenshots, arts. GAMEINATOR forums.
  14. ^ WARLORDstrateg Вопросы к разработчикам «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо», Задавайте их прямо сейчас!. «Боевой народ» (30 января 2008). (архивная копия страницы)
  15. ^ Ответы создателей «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо» на вопросы игроков, Все, что вы хотели знать и не побоялись спросить — «Боевой Народ» (30 января 2008). (архивная копия страницы)
  16. ^ Хэш QA: Ответы на Вопросы. «Боевой Народ» (2 февраля 2008). (архивная копия страницы)
  17. ^ Николай Крайзер (kreiser) Превью S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо. Приключения в Зоне Отчуждения продолжаются. Games.CNews (30 августа 2007). (архивная копия страницы)
  18. ^ Dima Боевой народ : Новости : Превью S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо. Приключения в Зоне Отчуждения продолжаются. Games.CNews (30 августа 2007). (архивная копия страницы)
  19. ^ PC Gamer UK_ STALKER: Clear Sky. «GamesRadar» (12 февраля 2008). (англ.; архивная копия страницы)
  20. ^ Jason Cisarano S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky. «Gaming Target» (20 февраля 2008). (англ.)
  21. ^ Kevin S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky PC preview - "The anticipated prequel to the hit shooter". «Hooked Gamers» (21 февраля 2008). (англ.)
  22. ^ Хэш Конкурс от GSC. «Боевой Народ» (29 января 2008). (архивная копия страницы)
  23. ^ me4eniy S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky (обсуждение). GameGuru (29 июля 2008). (архивная копия страницы)
Приложения